- База знаний и обучающие материалы
наших коллег портала Свет Кетера
Фома Аквинский (ок. 1225-1274)
Фома Аквинский – ведущий христианский философ средневековья. Он вел строгий монашеский образ жизни, много писал и широко проповедовал. Он создал целостную церковную доктрину, которую изложил в своей книге «Сумма теологии». Эта доктрина впоследствии стала официальной философией Римско-католической церкви. Аквинский не проводит четкого разграничения между материальным и духовным мирами или между мирским обществом и градом Божьим. Для него и материальное, и духовное творения берут начало в Боге. В то же время он признает, что духовный мир выше материального.
По Аквинскому, Бог — единственное существо, состоящее из чистой формы. Он считал, что материя есть нечто потенциальное и, для того чтобы стать реальной, она должна принять определенную форму. Другими словами, живое существо, чтобы реализовать себя, должно обрести индивидуальную форму. Когда материя соединяется с формой, эта форма наделяет ее индивидуальностью и личностью.
Фома Аквинский считал, что нематериальны только формы Бога и ангелов, а также что не существует разницы между формой Бога и Его духовной сущностью.
Аквинский считал, что монашеские обеты жизни в бедности, целомудрия и послушания — это прямой путь к Богу. Однако он придерживается мнения, что путь аскезы — удел немногих. Аквинский рассматривает жизнь как паломничество, ведущее из мира чувств в духовный мир Бога, от несовершенства к совершенству, и полагал, что монашеские обеты помогут человеку на этом пути.
Аквинский не верил в то, что душа может существовать сама по себе, в отрыве от конкретного тела. Бог не создавал душу, способную обитать в различных телах; Он сотворил различные души: ангельские, человеческие, животные и растительные.